Михаил Иванович Глинка
( 1804 - 1857)
Михаил Иванович Глинка родился под утро 1 июня 1804 года в селе Новоспасском близ города Ельни Смоленской губернии. Возле окон спальни, где лежала его мать, в кустах заливались соловьи. В тот момент, да и во многие последующие годы никто бы и подумать не мог, что родился гениальный композитор, основатель национальной русской музыкальной школы.
В раннем детстве мальчика воспитывала бабушка Евгения Ивановна. Она очень боялась, что маленький Мишенька простудится, поэтому комнаты, где он находился, жарко топили от ранней осени до поздней весны, а во двор выносили только в сухую и теплую погоду.
Однажды, услышав в комнате звон медного таза, Миша стал вызванивать на нем нечто подобное колокольному звону. Бабушка велела дать ему два тазика, а затем распорядилась, чтобы приходской священник снял для ее внучка маленькие колокольца со звонницы. Миша Глинка был счастлив.
«Даже по 8-му году, когда мы спасались от нашествия французов в Орле, - напишет в своих воспоминаниях Михаил Иванович, - я с прежней жадностию вслушивался в колокольный звон».
Миша Глинка рано научился читать, да не бесцветным голосом, а с выражением, звонко, вдохновляясь и волнуясь. Бабушка и ее сверстницы приходили в умиление от его чтения Библии.
У братьев бабушки Евгении Ивановны был неплохой крепостной оркестр. Они привозили с собой музыкантов. И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка. Особенно нравились Мише знакомые народные мелодии. В оркестровом исполнении они звучали по-особенному, радуя и тревожа душу. Однажды на уроке Миша сказал: «Что же делать, музыка – душа моя». Оркестрик организовали и в имении Глинок. Миша быстро научился играть на флейте и скрипке.
Когда Миша подрос, отец решил определить его в Царскосельский лицей. Один из воспитателей был дальним родственником Глинок – Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг Александра Пушкина. Учился в пансионе Михаил хорошо, но самые очевидные способности демонстрировал как музыкант-исполнитель.
Окончив пансион, Глинка стал титулярным советником. Его часто приглашали в салоны, где он пользовался успехом как остроумный интересный собеседник, а главное – как виртуозный музыкант. Он охотно играл и аккомпанировал. Постепенно его все больше увлекало сочинение музыки.
Весною 1830 г. сильно расстроенное здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.
Здесь начинают "все более и более проясняться" мысли Глинки "о национальной музыке". Из-за границы Глинка возвращается уже готовым мастером. Он в короткое время создал оперу "Жизнь за Царя", поставленную впервые в 1836 г. с громадным успехом. Царь Николай I велел позвать Глинку в свою ложу и благодарил его, а через несколько дней одарил перстнем с топазом в бриллиантах.
Почти полвека спустя П.И. Чайковский написал: «Небывалое, изумительное явление в сфере искусства… На 34-м году жизни [Глинка] ставит оперу, по гениальности, размаху, новизне и безупречности техники стоящую наряду с самыми великим и глубоким, что только есть в искусстве… Глинка вдруг, одним шагом, стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего „Славься!"!»
После «Жизни за царя» последовали «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Камаринская», «Ночь в Мадриде»… Через много лет историки музыки напишут: «Историческое и художественное значение творчества Глинки является основным, капитальным для истории русской музыки и может быть приравнено лишь к значению Пушкина для нашей литературы».