Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Изучая древнегреческие мифы в 3 классе можно провести коллективную игру «Историческое моделирование».
Предлагаемый игровой сюжет разработан психологом В.Ю. Большаковым. Автор создавал эту игру для своих специальных тренинговых занятий по развитию лидерской одаренности у старшеклассников. Но сюжет настолько многогранен, возможности его столь широки, что я его несколько видоизменила. Это позволило использовать его и в целях активизации исследовательской активности учащихся.
Опишем сам игровой сюжет. Название игры — «Историческое моделирование» — условно, но при этом основной смысл отражает. На каком-нибудь стенде (щите), находящемся в классной комнате, педагог прикрепляет кнопками (магнитами, скотчем и др.) nо 6-8 листов бумаги формата АЗ (листы из папки для черчения или большой целый лист) таким образом, чтобы они составили вместе одно «игровое поле».
На первом этапе даем детям задание — нарисовать на этом поле географическую карту придуманного мифологического мира, основываясь на изученных произведениях древнегреческой мифологии. Игровое поле для выполнения карты мира в классе висит несколько дней, постепенно обрастая деталями. Дети думают, размышляют, спорят, находят новые идеи, и все это постепенно заносится на общую карту вымышленного мира. Наблюдая за ее созданием, можно ежедневно видеть, как появляются моря, горы, подземные царства.
Делаться это может в разное время: на уроках рисования, на переменах, после занятий. В итоге коллективный рисунок получается очень насыщенным и любопытным. Выполнять работу можно разными материалами: пригодятся и краски, и фломастеры, и цветные мелки, и обычные шариковые ручки, можно использовать и технику коллажа. Сначала на игровом поле появлялась земля с горой Олимп. Мир был населен тысячами богов. Но на Олимпе правило их священное число: 12 олимпийских богов. Это жена Зевса Гера, богиня семьи и брака; Гермес, бог торговли и путников; нелюбимый сын Зевса Арес, бог жестокой и кровожадной войны; прекрасная Афродита, богиня любви и красоты; Афина Дева, богиня ремесел и мудрости, покровительница честных и правильных войн; Гефест — бог-кузнец; сестра Зевса богиня плодородия Деметра; Гестия, покровительница домашнего очага; Артемида-охотница; Дионис — бог виноградарства, виноделия и театрального искусства; Аполлон — бог солнечного света и покровитель искусств и музыки. Далее дети поместили на карту Диониса, плывущего по морю в ладье. Затем учащиеся самостоятельно в Хрестоматии В.Ю.Свиридовой для 3 класса читали ДВЕНАДЦАТЬ ПОДВИГОВ ГЕРАКЛА и помещали на карту новые географические объекты и новых героев. Когда карта выполнена, надо выделить специальное время и ее детально рассмотреть. Каждая микрогруппа по очереди должна дать необходимые пояснения: описать созданную ими часть мира, дать все необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности. На все это уходит обычно около часа, и по прошествии этого времени должны появиться описания рельефа создаваемого мира, его климата, животного и растительного мира. Перед творцами была поставлена задача не просто дать всему названия, но и объяснить их происхождение, не скупиться на детали и подробности. Затем предлагается детям придумать свои условия существования мифологического мира. Разработать законы государства, его устройство. И предлагается защитить свои проекты.
Ценность работы в том, что дети провели достаточно объемную исследовательскую работу и более тщательно разобрались с таким сложным понятием как «миф».
Скачать презентацию можно здесь.