Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в городе Омске. Он был сыном строевого офицера. Его отец - участник Крымской кампании.В мирное время отец художника стал военным юристом. Предки со стороны отца были выходцами из прусской Польши («wróbel» по-польски — воробей). Матерью художника была датчанка.
В детстве Врубелю приходилось часто переезжать, так как его отец был военным и его часто отсылали по службе в разные гарнизоны, которые были расположены в Омске, Астрахани, Саратове, Петербурге, Одессе. В учебных заведениях этих городов он проявлял разнообразные склонности к наукам: естествоведению, истории, литературе. Но уже там он начал серьёзно заниматься живописью. По воспоминаниям сестры Врубеля, в Саратове Михаил занимался у известного саратовского художника А.С. Година (1864 - 1867гг.).
Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за университетскими стенами. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П. П. Чистякова, который учил Василия Поленова. Валентина Серова, Илью Репина, Василия Сурикова и Виктора Васнецова. От университетских лет сохранились его иллюстрации к Тургеневу и Толстому, и среди них — знаменитая сцена свидания Карениной с сыном — изящная и красивая, но в которой Анна получилась больше похожей на роковую и демоническую женщину, чем на простую и милую Анну Льва Толстого.
В 1879 году в возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении. С 1880 по 1884 год Михаил Александрович Врубель учится в Петербургской Академии Художеств. Во время обучения много работает с натурой.Особенно удачно у него получались акварели ("Автопортрет", 1882; "Старушка Кнорре за вязанием", 1883, и др.). В это же время художник занимался станковой живописью("Гамлет и Офелия", 1883-1884).
После окончания академии Художеств Врубель уезжает в Киев и пробует силы в монументальной росписи церквей (росписи и иконостас Кирилловской церкви в Киеве 1884-1885). В эти годы Михаил Александрович начал работать над образом Демона.
"В Киеве окончательно сформировались основные стилистические черты и мотивы творчества М.А.Врубеля. В работе над темой Демона наиболее полно воплотилось его тревожное и драматическое восприятие мира. Этому способствовала и художественная манера Врубеля, в которой резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок стали средством пластического выражения. В символической форме Врубель выдвигает свой идеал героической личности-бунтаря, трагически ощущающего своё одиночество ("Демон", 1890)."
В Москве Врубель создаёт свои знаменитые картины "Демон сидящий" (1890), "Гадалка" (1895), "Пан" (1899) и другие, панно на темы "Фауста"; занимается скульптурой и декоративной керамикой, работает над эскизами театральных декораций.
Налёт таинственности и загадочности сближает творчество Врубеля с установками представителей СИМВОЛИЗМА, с другой стороны - поиски высокого монументального стиля, приверженность к ритмически усложнённым решениям придают его произведениям черты стиля МОДЕРН. Однако творчество Врубеля выходит за рамки и символизма и модерна. В произведениях художника происходит органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы.
К поздним шедеврам относятся картины "Царевна-Лебедь" (1900), "Сирень" (1900), "Демон поверженный" (1902), "Жемчужина" (1904), "Шестикрылый серафим" (1904).
Пережив сильный приступ психического расстройства, Михаил Александрович Врубель с 1902 года находился под наблюдением врачей. За 4 года до смерти Врубель ослеп. Умер художник 1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Над его могилой в день похорон Александр Блок сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Его полотна хранятся в лучших музеях России: Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств им.М.А.Врубеля в Омске. Некоторые картины Врубеля сохранились на территории Украины в Киеве, в коллекциях врачей-психиатров, которые лечили последние годы художника.
С именем Врубеля связаны такие объекты, как:
Узнайте больше о Врубеле М.А.!
Поинтересуйтесь историей создания картин Врубеля!