Руководитель команды: Титова Ольга Юрьевна
Вместо логотипа проекта (справа) можно разместить эмблему команды, нарисованную участниками в любой технике. Размер не более 250 точек по большей стороне. Эмблема команды не оценивается.
Чум - жилище кочевых северных народов, занимающихся оленеводством.
По коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки - `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.
Форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно - угорских, тюркских и монгольских народов.
По составу чум - переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры.
Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.
Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста (нижние концы втыкали в землю под углом 45 гр, а верхние связывали гибкой петлей). По окружности размещали остальные шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симза) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрытия – нюки. Два человека специальными шестами поднимают `нюки` за кармашки вверх, два других человека держат за боковые края, расправляя, натягивая их, завязывая веревки. Одновременно по команде покрытие поднимается на чум.
В чем преимущество чума перед другими видами жилья?
Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси.
Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.
Зимний чум – сырей мя,,. Это традиционный чум.
Летний чум – таны мя,,. Отта – лето. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Отельный чум – сую,,мя,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум. Во время стоянки телята должны были окрепнуть. По конструкции и покрытию – это зимний чум.
Родильный чум. В книгах исследователей жизни ненецкого народа можно найти сообщения, что для женщины на время родов ставили отдельный «поганый» чум – ся,,мэй, мя,,. Пол в нем застилали еловыми ветками. После того как женщина с ребенком возвращалась в жилой чум, родильный уничтожали.
Ставили отдельный чум и для больного, когда от него откочевывали.
Легкий чум –мяпой мя,,. Его берут с собой при поездке на большие расстояния. Это скорее половина чума.
Внутри чума находится печь -очаг, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры.
После установки чума, женщины застилали постели внутри . Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель.
Кроме очага, еще два элемента очень значимы: дверной вход и симзы (центральный внутренний шест).Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. Вход не должен смотреть в ту сторону, откуда приехали чумы. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину. Детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Это объяснялось тем, что против входа находилось место, где обитали духи.
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого, к входудолжен быть приставлен шест.
Симзы (шест) - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между симзы и очагом отгораживало священное место в чуме.Пространство между симзы и очагом не разрешалось переступать женщине.
Во время камлания шаман сидел около симзы, его бубен обносится вокруг священного щита. За симзы нельзя класть никаких вещей, кроме культовых вещей, продуктов, посуды.
Мебели в чумах не было никакой, за исключением низкого столика (около 20 см высотой), за которым обедала семья.
К ненецким национальным предметам быта относят широко распространенные мешки из оленьих шкур разных размеров (пад, падко), служившие для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки богато орнаментировали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги. В чумах сумки иногда служили подушками. Широко были распространены сумочки другого типа -туця′, служившие для хранения швейных принадлежностей. Они имелись у каждой женщины. Туця′ шили из шкур двух оленьих лбов, часто прикрепляли копытца новорожденных телят, маленький мешочек для жильных ниток, кусочков сукна и футлярчик для наперстка. На месте глазниц нашивались треугольные кусочки орнамента.
Необходимой принадлежностью быта ненцев являлись деревянные колотушки, мужские и женские, Мужские служили для сколачивания снега с сиденья нарты, раскапывания снега при осмотре места для пастьбы оленей и установке капканов. Женские колотушки служили для обивания снега с обуви и меховых вещей и имели саблевидную форму.
Для освещения чума ненцы пользовались жировыми светильниками, представлявшими собой чашки, наполненные оленьим салом, куда клали кусок веревки.
Источники:
http://andeg.ucoz.ru/publ/zhilishhe_neneckogo_naroda_chum
http://ru.wikipedia.org
Наша модель чума( совместное творчество): Исполнитель Olesenka:
Исполнитель Русс:
Здесь разместите картинку с облаком слов и пословицы, если вы смогли их подобрать.
Как создать облако слов в wordle.net
Как создать облако слов в Tagxedo.com
Здесь разместите кроссворд.
Как создать кроссворд в Learningapps.org
Как создать кроссворд в рисунках Гугл
Не забудьте перейти в режим html при вставке кода.
В нескольких предложениях расскажите, что особенно вам понравилось в проекте, что было для вас самым трудным.
Комментарии
Поднажмите!
Пт, 2013-02-22 19:56 — Мария Алексеевн...Осталось совсем немного!
кроссворд
Втр, 2013-02-12 15:05 — СтасьяВы, конечно, молоцы! Много написали, но я не вижу у вас кроссворда .Стасья, команда"Улыбка" г.Волгоград.
Очень много потрудились.
Вс, 2013-02-10 18:43 — Анна ГудОчень много потрудились. Умнички
Команда МЫ
Чт, 2013-02-07 13:32 — Юлия ЧеботоваУ вас получился очень хорошая статья по вашей теме. Мне очень понравилось то, что вы сделали несколько моделей. Желаю удачи!
Классная работа! и чум
Пт, 2013-02-08 18:31 — ИрочкаКлассная работа! и чум симпатичный!!! команда ШРиТёнок город Ангарск.
Совет
Ср, 2013-01-23 17:46 — Мария Алексеевн...Прикрепите страницу в нужную подшивку