Наши дети много времени проводят у монитора, играя в игры и выполняя в них различного рода квесты. Чаще всего такие игры не имеют никакого образовательного эффекта, служат только для развлечения. Как сделать так, чтобы от такой игры была польза?
В образовании появилась технология Web-квест, но для многих она остается загадкой. Вот уже больше года на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов я читаю лекции о технология Web-квест. Каждый раз, приходя в аудиторию, надеюсь, что на вопрос “Как вы думаете, что такое Web-квест?” я получу ответ. Но, увы, чуда пока не произошло. Поэтому вместе с учителями мы пытаемся дать определение этой технологии. Web - интернет сайты, всемирная паутина, а квест - игра с заданиями. Так мы приходим к определению технологии Web-квест - это ролевая игра с выполнением проблемного задания, для которой требуются ресурсы сети Интернет.
Представляет ли интерес эта технология для детей? Приносит ли пользу образованию? В чем ее плюсы? Давайте попробуем разобраться.
Сама технология Web-квест довольно необычна в обучении, поэтому она представляет интерес для детей. Квест таит в себе загадки, поднимает нерешенные глобальные проблемы, на которые в дальнейшем хочется найти ответ. Все это преподносится в игровой форме, которая близка ученику начальной школы. А если Web-квест сделан в виде игры-бродилки, где детям приходится путешествовать, встречая на своем пути преграды и выполняя интересные задания, то это является дополнительной мотивацией к учебе.
Создавая и проводя образовательные Web-квесты, мы не только повышаем интерес детей к учебе, но и обучаем их через игру, согласно поставленным ФГОС задачам, включая каждого ребенка в образовательные моменты. Обучение проходит через игру, что способствует лучшему пониманию, усвоению учебного материала.
Во многих Web-квестах содержится исследование, таким образом, прослеживается формирование исследовательских навыков. Так на сайте Nachalka.com проводился сетевой квест “Гости из дальних стран”, где на одном из этапов проводился опрос, а результаты участники могли видеть в таблице “Комнатные растения - лидеры”.
ФГОС ориентируют нас на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Технология Web-квест способствует реализации образовательных стандартов через формирование у учеников универсальных учебных действий. Участвуя в Web-квесте, ребенок активно получает новый социальный опыт.
Игра - бродилка нацеливает ребенка на результат, который может быть достигнут совместными усилиями всей команды, что способствует взаимодействию, сплочению детского коллектива и реализации коммуникативных УУД. В качестве примера приведу квест “Геометрическое путешествие”, созданный в виде игры-бродилки с решением загадок, поиском артефакта.
Выполняя задания образовательного Web-квеста, учащиеся учатся не только планировать, контролировать свою деятельность, но и оценивать как себя, свои успехи, так и успехи своих товарищей, при этом реализуя регулятивные универсальные учебные действия. Ни один квест не обходится без плана оценивания, содержащего основные стратегии оценивания. Это одна из составляющих, как сетевых проектов, так и Web-квестов.
Самый лучший способ обучения - это самостоятельное добывание знаний, постановка проблем и получение открытий. Именно в Web-квесте дети учатся самостоятельно добывать знания, посещая рекомендованные для прохождения игры сайты, таким образом, получают навыки работы с информацией, учатся культуре общения в сети Интернет. Список информационных ресурсов для помощи в прохождении квеста в проекте “Гости из дальних стран” указаны на каждом этапе. Ребенок понимает, что сеть Интернет можно использовать не только бездумно скачивая информацию, но и с пользой проводя время, выполняя различные социальные роли, что позволяет раскрыть тему квеста с разных сторон. Например, в квесте “Гости из дальних стран” на маршруте дети могли быть исследователями, лекарями, цветоводами, журналистами. К тому же данная технология способствует формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, совершая открытия, проводить рефлексию деятельности, в большей степени реализуя познавательные универсальные действия.
Таким образом, Web-квесты помогают самостоятельно осуществлять учения, создают условия для гармоничного развития личности, обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни и являются тем инструментом, при помощи которого учитель может формировать у ученика навыки и умения человека XXI века.
Большое количество положительных моментов мы отметили в технологии Web-квест. Попробуем разглядеть и отрицательные стороны этой технологии.
На мой взгляд, одна из главных опасностей, которую могут встретить дети, путешествуя по Web-квесту - это интернет-пространство. Конечно, учитель, создавая квест должен выбрать такие сайты, на которых ребенок не увидит негативную рекламу, и который не уведет ребенка в неизведанное пространство Интернета, от которого никто не застрахован. Но и с этим моментом знающие учителя отлично справляются, отбирая “правильную” информацию.
Подводя итоги можно сказать, что технология Web-квест - это организация учебного процесса, которая оказывает положительное влияние на компоненты учебного процесса, заложенные в ФГОС и имеет место быть как технология проблемного обучения 21 века.
Комментарии
доступ
Пт, 2015-07-10 18:19 — Хорошева СветланаЕлена Вячеславовна, к квесту "Геометрическое путешествие" нет доступа.
Светлана, видимо потому нет
Сб, 2015-07-11 11:16 — Елена Вячеславо...Светлана, видимо потому нет доступа, что он еще на доработке в ЛМ15.
К сайту мастерской нет и не
Сб, 2015-07-11 15:51 — Мария Алексеевн...К сайту мастерской нет и не будет доступа никому, кроме участников мастерской.
Значит ждем проект на
Вс, 2015-07-12 08:35 — Елена Вячеславо...Значит ждем проект на Nachalka.com.
Битые ссылки
Вс, 2015-08-23 20:46 — Мария Алексеевн...Исправьте ссылки, пожалуйста.
Проект "Геометрическое
Втр, 2015-08-25 16:44 — Елена Вячеславо...Проект "Геометрическое путешествие" появился на Nachalka.com. Ссылку исправила.